КРЕМЛЕВСКАЯ
ШКОЛА
ВЕРХОВОИ ЕЗДЫ

Основана в 2006

КОННЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ ВСАДНИКОВ КРЕМЛЕВСКОЙ ШКОЛЫ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

Новая традиция современной ВДНХ

Конный церемониал всадников Кремлевской школы верховой езды

Кремлевская школа верховой езды открывает новую страницу в истории Главной выставки страны – Конный церемониал, который станет символом уважения к великому наследию России и войдет в число ключевых туристических событий Москвы.

С мая по сентябрь по субботам всадники Кремлевской школы верховой езды в парадном строю проследуют по территории ВДНХ от Центра национальных конных традиций до площади Дружбы народов, где их встретит оркестр. Кульминацией зрелищного шествия станет торжественный смотр всадников, отражающий величие российской воинской славы и традиции кавалерийских подразделений.

В 2025 году событие приобретает особый смысл: конный церемониал будет посвящен Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне – событию, которое навсегда вписано в историю нашей страны. Всадники предстанут перед гостями ВДНХ в исторических образах кавалеристов, продемонстрируют самые яркие и зрелищные элементы российских конных ритуалов:

  • Торжественный марш в конном и пешем строю в сопровождении музыкантов;
  • Торжественное построение;
  • Демонстрация элементов конной карусели, котильона и др.;
  • Эталонная демонстрация зрелищных элементов джигитовки на лошадях в статике;
  • Демонстрация приемов владения оружием (фланкировка шашкой).

Кремлевская школа верховой езды является хранителем конных традиций российской кавалерии и новый церемониал на ВДНХ станет живым воплощением исторического наследия, данью уважения тем, кто защищал нашу Родину.

Приглашаем вас стать свидетелями этого уникального события и прикоснуться к традициям, которые пишут историю!

РАСПИСАНИЕ

Каждую субботу в 12.00 на площади Дружбы народов

03 мая  05 июля 02 августа 06 сентября
10 мая  12 июля 09 августа
17 мая  26 июля 16 августа
23 августа
30 августа
ХРОНИКИ

ИЗ ИСТОРИИ КОННЫХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ

Конные церемонии в Древнем мире

История конных церемониалов уходит корнями в глубокую древность, когда лошадь стала не просто средством передвижения, но и символом власти и статуса. В Древнем Египте колесницы, запряженные лошадьми, играли важную роль в военных парадах и религиозных процессиях, демонстрируя мощь фараона.

Изображение Рамсеса II в боевой колеснице, 1882

В Древней Греции гонки на колесницах были важнейшей частью Олимпийских игр, одного из главных государственных праздников. Для Римской империи стали традицией пышные торжества, с участием колесниц и всадников, прославляющие императоров и их победы. Вообще, в античности считалось, что создал лошадей бог морей Посейдон (Нептун), ударив о землю трезубцем. Бессмертные кони Балиус, что означает «пятнистый», и Ксанф, что означает «блондин», стали подарком Посейдона царю Пелею, который затем передал их своему сыну Ахиллесу. Под управлением свирепого возничего Автомедонта колесница Ахиллеса наводила ужас на противников в Троянской войне.

«Автомедонт с лошадьми Ахилла», Анри Реньо, 1867

Однако овладеть непокорной Троей помог, как известно, совсем другой конь, сделанный из дерева. И здесь не обошлось без вмешательства Посейдона, посланцы которого заставили навсегда замолчать прозорливого жреца Лаокоона, отчаянно предостерегавшего: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!». Но оборотной стороной культа Посейдона как покровителя коневодства стали церемонии жертвоприношения лошадей, которых греки топили в море. А на острове Родос был обычай запрягать белую лошадь в горящую колесницу и загонять её в море, тем самым символизируя возрождение солнца после зимы.

Несмотря на столь жестокие обычаи, греки внесли огромный вклад в формирование искусства верховой езды. Считается, что его основы наряду с иппологией (наукой о лошадях) впервые были изложены в 360 году до нашей эры полководцем и философом Ксенофонтом из Афин в трактате «Иппика». Ученик Сократа особо выделял роль правильной посадки и мягкого управления лошадью. Это требуется и в наши дни как на соревнованиях по конному спорту, где всегда торжествует яркая индивидуальность спортсмена и его четвероного партнера, так и на конных церемониях, поражающих слитным единением больших групп элегантных всадников и грациозных лошадей.

Часть 2. Конные церемонии Московской Руси

Важной частью повседневной и парадной жизни Московского государства XVI–XVII вв. был придворный церемониал, который в то время был уже довольно строго регламентирован. Торжественные процессии с участием лошадей были одними из наиболее эффектных зрелищ, неизменно поражавших иностранных гостей. Царские конные выезды совершались в честь важных событий религиозного, дипломатического или военного характера, и были поистине великолепны.

В русском средневековом сознании с персоной царя неразрывно связывался его конь как символ воинской доблести, власти и связи с божественными силами. Согласно дохристианским верованиям, следы которых были еще живы в средневековой Руси, конь занимал одно из главных мест среди ритуальных животных. Он выступал то непосредственно в роли солнечного божества, то его обязательным спутником. Поэтому конный церемониал способствовал сакрализации царской власти.

 

Художник Н.Е. Сверчков. «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье», 1875 г. (фрагмент)

Вот как выглядело, например, пасхальное конное шествие царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, отца Петра Великого: «царь [возвращаясь из собора в Кремле], в самой лучшей одежде, сидел на своей лучшей лошади. Некоторые лошади были накрыты попонами из золотой парчи, другие – из серебряной, у третьих попоны были расшиты камнями, жемчугом и бриллиантами; стремена из серебра или великолепно позолочены, узда и сбруя из кованого позолоченного серебра, цепи со звеньями, размером больше пяди и шириной 2–3 дюйма, свисали с головы и шеи лошади, седла да и сами лошади были не менее великолепны».

Царскими выездами, лошадьми, сбруей и каретами в XVI-XVII вв. ведал Конюшенный приказ. К середине XVII в. он достиг своего наивысшего расцвета в связи с расширением дипломатических отношений и ростом армии. В его ведении было свыше 40 тыс. лошадей, «годных для войны». Часть лошадей предназначалась для нужд царского двора: 150 лошадей – для выезда царя, 50 – для царицы, 100 – для послов и 1000 лошадей «особых, береженных» – для парадных выездов.

«Мы ждали увидеть что-нибудь необыкновенное, и не обманулись, – сообщает очевидец выезда Алексея Михайловича на богомолье, – следующий поезд привел нас в изумление. Впереди ехал Конюший <…> за ним вели 6 превосходных коней, на которых вся сбруя и попоны горели в золоте и серебре; 12 лошадей из-под Царской кареты, покрытых красным штофом, вели каждую по два конюха под уздцы, одну за другой. Наконец ехала второстепенная карета Его Царского Величества, ослеплявшая блеском золота и хрусталя».

Художник А.Ф. Афанасьев. «Выезд царя Алексея Михайловича»

Конюшенный приказ помещался в Кремле в специальном здании, на месте которого сейчас находится Оружейная палата. Богатейшая конюшенная казна стала музейным достоянием.

Охраной Государя всея Руси и его семьи в дальних поездках и военных походах ведал Стремянной приказ —конные стрельцы, сопровождавшие царских особ верхом, а на церемониальные выезды привлекались конные «крылатые» жильцы — прообраз придворной гвардии.

Художник С.Н. Ефошкин. «Государево войско. Жильцы», 2000 г.

Часть 3. По велению Петра Великого

Многие слышали мелодичную песню «Кавалергарды, век недолог…» из кинокартины «Звезда пленительного счастья». В элитном конном подразделении, призванном охранять российских монархов, в разное время служили почти все главные декабристы, которым и посвящен фильм.

За сто лет перед событиями на Сенатской площади, в 1724 году, Петр I перед официальной, первой в истории России, коронацией супруги — императрицы Екатерины I, сформировал особую кавалергардскую роту для охраны мероприятия, самолично ее возглавив. Слово «кавалергард» образовано французскими cavalier — всадник и garde — охрана. Офицерами почетной роты числились генералы и полковники, капралами — подполковники, а рядовые были набраны из младших офицеров приятной наружности. Предпочтение отдавалось светловолосым молодцам ростом не ниже 190 см, Государю под стать. Они сопровождали Екатерину Алексеевну в торжественном шествии в Вознесенский монастырь «верхами с обнаженными палашами впереди и позади процессии». Возможно, что образцом для создания кавалергардии послужили знаменитые драбанты (телохранители) Карла XII.

Конная рота петровских кавалергардов облачилась в особую праздничную форму, но по окончании коронационных торжеств была расформирована. Впоследствии подразделения кавалергардов неоднократно формировались заново и распускались. Дочь Императора, например, Елизавета Петровна высказывала явное намерение иметь аналогичное конное сопровождение. Длительное время служить кавалергардами, даже рядовыми, могли только дворяне. Они несли караульную службу в покоях членов императорской семьи как в столице, так и в загородных резиденциях.

Кавалергарды: 1 – в форме образца 1724 г.; 2 – в форме образца 1772 г.; 3 – в форме образца 1779 г.; 4 – обер-офицер Кавалергардского полка в дворцовой форме. 1841 г.; 5 – рядовой Кавалергардского полка. 1870 г. Рис. Р.И. Маланичева. Источник: Большая российская энциклопедия.

Кавалергардский полк существовал вплоть до Первой Мировой войны. Для частей гвардейской кавалерии, к которой относились и кавалергарды, соблюдался одномастный конский состав. Статные всадники в белых колетах и блестящих кирасах восседали на гнедых конях, которые становились как бы темнее от эскадрона к эскадрону: в первом — светло-гнедые без отметин, 2-й эскадрон — гнедые с отметинами, третий — гнедые без отметин, 4-й эскадрон — темно-гнедые без отметин. Золотая каска с серебряным двуглавым орлом являлась, наверное, самым эффектным элементом парадной формы кавалергардов.

В позапрошлом веке на столичных парадах публика, должно быть, с восторгом и трепетом наблюдала грозный живой поток одинаковых людей на одинаковых лошадях…

Часть 4. «Конный балет» при коронации Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I, получила власть только в 1741 году, спустя 16 лет после смерти своего великого отца. Как известно, имя Елизавета в форме «Лизетт», пользовалось особой любовью Петра I. Так император назвал и один из первых боевых кораблей русского флота, построенных по его собственному проекту, и одну из любимых собак, и, наконец, любимую лошадь. Однако новой императрице было далеко до разносторонних дарований отца-реформатора, государственное управление ее не увлекало. Елизавета Петровна гораздо охотнее предавалась придворным увеселениям и в памяти современников осталась как бесстрашная наездница. Она обожала конные прогулки и охоты, парады принимала верхом на лошади. В юношестве цесаревна для верховой езды одевала мужскую военную форму.

В. Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900

Как едко заметил позже граф А.К. Толстой: «Весёлая царица была Елисавет, поёт и веселится, порядка только нет». Свою коронацию Елизавета Петровна превратила в пышный, невиданного размаха праздник, который продолжался два месяца! Само венчание на царство состоялось 25 апреля (по старому стилю) 1742 года в Успенском соборе Московского Кремля. Ему предшествовал триумфальный въезд императрицы в Москву 28 февраля, символический смысл которого был не мене важен, чем ритуал в Успенском соборе. Сбор участников процессии назначили в Тверской Ямской слободе, куда императрица прибыла из села Всесвятского со своим придворным штатом. Там она села в карету и Коронационный кортеж императрицы, состоявший из десятка экипажей, украшенных золотом, парчой, бархатом, окружённых сотнями всадников, стал медленно двигаться к Кремлю по улицам, вдоль которых стояли полки с развевающимися знамёнами.

Церемония шествия Ее Императорского Величества в Москву. Из коронационного
альбома Елизаветы Петровны, 1746

По завершению празднеств лучшими специалистами Гравировальной палаты Академии наук в Санкт-Петербурге был составлен Коронационный альбом, который стал шедевром отечественного гравировального искусства. Роскошное издание содержит описание самой коронации, гравюры с эпизодами коронационного церемониала, изображения императорских нарядов и регалий и портрет императрицы.

Благодаря Коронационному альбому мы знаем, что кульминацией торжеств стало конное театрализованное представление на площади перед Спасской башней Кремля, настоящий «конный балет» с элементами Высшей Школы. Это утонченное конное искусство, включавшее «элементы над землей» — прыжки лошадей (левада, баллотада, лансада и каприоль), стало известно в России с XVIII в. благодаря конечно же европейским заимствованиям Петра I и особенно прижилось во времена правления Анны Иоанновны (1730 – 1740). Спустя столетия конный церемониал в Кремле был возобновлен с 2004 г. в виде еженедельного (в теплое время года) развода конного караула, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих публикаций.

За двадцать лет своего правления «веселая царица» Елизавета Петровна немало сделала для развития российского коннозаводства, поощряя усилия дворянства по разведению породистых лошадей. В память особых заслуг перед отечественным коневодством один из скаковых призов Ростовского ипподрома для трёхлетних кобыл чистокровной верховой породы на дистанции 2000 м назван именем императрицы Елизаветы Петровны.

Георг Гроот «Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арабчонком», 1743

Часть 5. «Мир, труд, май» и полководцы на коне

Первомайский военный парад на Красной площади был одним из важнейших советских церемониалов, ведь решение о проведении самого первого парада, 1 мая 1918 года, принял лично Владимир Ильич Ленин. Михаил Васильевич Фрунзе, выдающийся советский полководец времен Гражданской войны, один из первых руководителей военного ведомства СССР, заложил красивую традицию перед началом парада быстро объезжать верхом на коне войска, выстроившиеся на Красной площади.

М.В. Фрунзе принимает парад на Красной площади, 1925 год

После М.В. Фрунзе в 1925 году главным военачальником Страны Советов стал Климент Ефремович Ворошилов. Он, как и предшественник, верхом на коне принимал военные парады на Красной площади, которые проходили регулярно два раза в год: 1 мая и 7 ноября. Кавалерия была обязательным участником первомайских торжеств вплоть до 1953 года. Выпускник Офицерской кавалерийской школы царской армии А.А. Игнатьев об одном из таких парадов писал:

Когда ровно в десять утра на рыжем белоногом коне из Спасских ворот к построенным безупречными квадратами войскам коротким галопом выехал Климент Ефремович Ворошилов, я подумал: «Не было у нас таких парадов в старой армии!» Тогда фронт объезжался шагом, что уже одно бесцельно утомляло войска и навевало скуку.

…Но вот и пехота, и рабочие батальоны прошли, стих оркестр, а сердце сильнее забилось.

«Тра-тра-та-та-та…» — это наш старый, знакомый кавалерийский сигнал «Рысь». Неужели появившаяся у Исторического музея конница перейдет в рысь?

Перешла, и глаза впиваются в прекрасных коней, в отличную посадку комсостава.

На рысях же проходит и артиллерия в конных запряжках: первая батарея на рыжих. «Неужели вторая пройдет на вороных? Так и есть. А третья — на гнедых? Быть не может!» — думаю я. И радостно становится, что русские военные традиции сохранены.

Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов принимает первомайский парад, вторая половина 1930-х

«Первый маршал» К.Е. Ворошилов среди других высших советских военачальников наибольшее число раз гарцевал по Красной площади, последним для него стал парад в мае 1940-го. Например, начальник Генерального Штаба генерал армии А.И. Антонов принимал первомайский парад всего один раз, но это было 1 мая 1945 года, впервые за годы войны. Генеральский конь Факт после этого был подарен И.В. Сталиным американскому послу У. Гарриману, чья дочь увлекалась верховой ездой, в знак благодарности за военную помощь США. Первомайский парад 1945-го известен намного меньше, чем Парад Победы, о котором мы обязательно расскажем подробнее в одной из следующих публикаций. И немногие знают, что маршалу Константину Константиновичу Рокоссовскому, которому выпала честь командовать Парадом Победы, довелось в следующем, 1946 году, принимать первомайский парад.

Маршал К.К. Рокоссовский, 1 мая 1946 года

Подготовкой лошадей для парадов на Красной площади занимались лучшие берейторы и тренеры в Манеже Наркомата обороны. Там же совершенствовали свои навыки верховой езды и занимались конном спортом молодые перспективные офицеры из Краснознаменной Высшей офицерской кавалерийской школы (КВОКШ). Ну а что же генералы и маршалы? Гений выездки Н.А. Ситько, многократный чемпион СССР и дважды участник Олимпийских Игр, воспитавший многих парадных лошадей, охарактеризовал их высокопоставленных всадников так:

Что запомнилось, когда маршалы приезжали на тренировку? Жуков ездил очень хорошо. Неудивительно, ведь он был и командиром кавполка и кавдивизии и корпуса. Рокоссовский, на мой взгляд, ездил еще лучше. Но должен сказать, что хотя и Семен Михайлович был наездником очень аккуратным, лучшим, я считаю, кавалеристом‚ был маршал Ворошилов. Он спокойно мог каждый день — в свое время, конечно, — по 70-80 километров на лошади отмерить.

После смерти И.В. Сталина торжественный конный церемониал, требовавший от генералов и маршалов постоянных занятий верховой ездой, упразднили.

Всадники Краснознаменной Высшей офицерской кавалерийской школы (КВОКШ) на параде 1 мая 1952 года

Часть 6. Казаки на Красной площади

7 ноября 1927 года вся Страна Советов с воодушевлением отмечала первое десятилетие Революции. На Красной площади состоялся традиционный военный парад. Интересно, что принимал его сугубо гражданский человек — «всесоюзный староста» М.И. Калинин, Председатель ЦИК СССР, т.е. формально глава государства. Командовал парадом сам нарком К.Е. Ворошилов, хотя обычно это делал военачальник рангом пониже. Но, пожалуй, главной особенностью юбилейного парада стала лавина всадников в шапках-кубанках и косматых накидках-бурках, лихо промчавшихся по главной площади страны, тогда еще не покрытой брусчаткой.

Казаки и представители народов Кавказа, из которых был сформирован сводный полк, прибыли в Москву не только для торжеств. Осенью 1927 года внутрипартийная борьба среди большевиков достигла большого напряжения. В десятую годовщину Октября в столице были запланированы сразу две праздничные манифестации: официальная на Красной площади и организованная оппозицией, которая могла завершиться настоящим переворотом. В такой тревожной обстановке целый полк преданных джигитов мог сыграть решающую роль.

Сводный Северо-Кавказский кавалерийский полк в Москве 7 ноября 1927 года

Только спустя без малого десять лет, на параде 1 мая 1937 года, по Красной площади вновь прогарцевали казачьи кони. К тому времени уже несколько кавалерийских дивизий Красной Армии официально стали «казачьими» и получили особую форму. Для кубанских и терских казачьих частей она состояла из кубанки, бешмета, черкески, шаровар темно-синего цвета, бурки и башлыка; для донских — папахи, казакина, шаровар с лампасами и башлыка.

Сводная казачья и горских национальностей дивизия на Красной площади 1 мая 1937 года

Формально особая казачья форма была отменена в феврале 1941 года, кавалерия тогда сокращалась. Но уже вскоре, с началом Великой Отечественной войны, немалую роль в отражении немецко-фашистской агрессии сыграли кавалерийские соединения, сформированные в ходе мобилизации. Казачьи регионы за короткий период времени (июль-август 1941 года) отправили в действующую армию семнадцать кавалерийских дивизий, каждая примерно по 3000 человек. Лихими атаками и упорной обороной казаки быстро заслужили уважение командования и рядовых воинов Красной Армии. Они порой сеяли настоящую панику в рядах врагов. Вместе с возрождением боевой казачьей славы произошло и возвращение казачьей формы. Шаровары с лампасами, темно-синие черкески поверх бешметов и армейских гимнастерок, кубанки с алым верхом, наборные кавказские пояса, например, носили бойцы, командиры и политработники 17-го Казачьего кавалерийского корпуса, который прославился 2 августа 1942 года конной атакой на станицу Кущевскую. Все казачьи кавалерийские соединения стали гвардейскими и с честью пронесли это высокое звание до конца Великой Отечественной войны.

Бригадный комиссар А.П. Очкин поздравляет казаков с правительственными наградами и гвардейским званием, август 1942 года

Участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года целого сводного батальона конногвардейцев в казачьей форме, пусть и в пешем строю, было ярким признанием больших заслуг кавалерии перед Родиной и советским народом в Великой Отечественной войне.

Казаки 1-ой Гвардейской конно-механизированной группы в составе сводного парадного полка 2-го Украинского фронта 24 июня 1945 года

А затем десятилетьями главная площадь страны не слышала топот копыт и ржанья золотистых казачьих коней, пока Кремлевская Школа верховой езды не стала организатором конной программы в рамках Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». За время работы на Красной площади было проведено более 200 конных представлений с участием лошадей разных пород и артистов из разных стран, которые посетили сотни тысяч зрителей. Но главное событие конного манежа «Спасской башни» из года в год, безусловно, выступление команды джигитовки Кремлевской Школы верховой езды, наследников казачьей славы и конных традиций!

Часть 7. Парад Победы: символ торжества и торжество символов

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве в ознаменование победы в Великой Отечественной войне состоялся уникальный парад. Принимать его было поручено заместителю Верховного Главнокомандующего Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин дал указание подобрать для Жукова «белого коня», т.е. светло-серой масти. Никогда – ни раньше, ни потом – Сталин мастью парадных лошадей не интересовался. Возможно, выезд на белом коне полководца по имени Георгий, внесшего неоценимый личный вклад в дело Великой Победы, должен был вызвать ассоциации с образом почитаемого русским народом Георгия Победоносца, придав всему действу особый сакральный смысл.

Подготовка лошадей и полководцев к Параду Победы проходила в Манеже Наркомата обороны на Фрунзенском плацу (ныне – в районе Комсомольского проспекта). Здесь генералы и маршалы оттачивали искусство верховой езды перед выездами на Красную площадь. Офицеры Манежа должны были обеспечить идеальный вид парадной лошади, подготовить ее к оглушительному реву «Ура!», громогласным звукам военного оркестра, щелчкам и вспышкам десятков фотоаппаратов…

И когда 24 июня 1945 куранты Кремля пробили ровно 10 часов, из ворот Спасской башни выехал маршал Г.К. Жуков на белоснежном коне в сопровождении адъютанта так же на белом коне…

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков на Кумире

Удивительно, но долгое время «белый конь» Парада Победы оставался «темной лошадкой»: его происхождение и даже кличка были неизвестны широкой публике. Только в 2000 году профессор Игорь Федорович Бобылев (1913-2001) в мемуарах «Всадники с Красной площади» рассказал историю поиска подходящего коня для маршала Жукова. И.Ф. Бобылев десять лет прослужил ветеринарным врачом Манежа, отвечая за здоровье элитных лошадей. Коня для Жукова в итоге взяли из кавполка НКВД, дислоцированного в Москве. Первоочередной задачей стало привести коня по кличке Кумир в надлежащий вид. Для «отбеливания» Игорь Федорович предложил мыть лошадь теплой водой со специальным мылом, но от этого кожа Кумира начала шелушиться. Тогда перешли на березовый уголь, и жеребец, наконец, стал по-настоящему белым, с серебристым оттенком.

Впрочем, до сих пор имеют хождение и другие версии о главном коне Парада Победы, как и о том, кто же его готовил к столь ответственной миссии. Хорошо, что есть воспоминания Николая Алексеевича Ситько (журнал «Юность», №5 1980), который выезжал каракового Полюса для маршала К.К. Рокоссовского, командовавшего Парадом. Так вот, конем для Жукова занимался сам Иван Адамович Дулинец (1886-1948), начальник Манежа и признанный мастер Высшей школы. Показательно, что вскоре после Парада Победы Дулинец получил звание генерал-майора — единственный среди специалистов конного дела Красной Армии. Н.А. Ситько и И.Ф. Бобылев указывают, что Кумир был терской породы, которая выводилась с середины 1920-х и получила официальное признание в 1948 г.

Но вернемся на Красную площадь. Напротив Мавзолея Жуков встретился с командующим Парадом маршалом Константином Константиновичем Рокоссовском на караковом (вороном с подпалинами) Полюсе. Высококровный Полюс, которого из нескольких претендентов выбрал себе лично К.К. Рокоссовский, был рожден в 1938 г. в Провальском конном заводе имени К.Е. Ворошилова, который специализировался в чистокровном и высококровном направлении, но после возвращения из эвакуации не смог восстановить свою коннозаводческую деятельность и был перепрофилирован. Полюс участвовал всего в одном параде на Красной Площади, а его великий всадник еще раз выезжал на ее брусчатку 1 мая 1946 г. на другом коне.

Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский на Полюсе

…Рокоссовский доложил о готовности участников. После этого начался объезд войск, а затем — собственно Парад. Его кадры вызывают восхищение как мужеством воинов-победителей, так и искусством верховой езды наших прославленных полководцев. Всего в Параде участвовало около 35 тысяч человек, в том числе: 31 116 сержантов и рядовых, 2809 офицеров, включая 249 генералов и 24 маршалов, сводный военный оркестр – 1400 человек, а также 1850 единиц боевой техники.

Объезд войск

О прохождении по Красной площади парадного расчета конногвардейцев в казачьей форме мы уже упоминали в предыдущей публикации. Еще 206 кавалеристов прошли в колонне войск 1-го Белорусского фронта: по одной роте из представителей 7-го гвардейского Бранденбургского ордена Ленина Краснознамённого, ордена Суворова и 2-го гвардейского Померанского Краснознамённого, ордена Суворова кавалерийских корпусов. Сводным батальоном конников 1-го Белорусского фронта командовал Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Григорий Андреевич Белов, командир 16-й гвардейской кавалерийской дивизии.

Кавалерия на параде была представлена так же Сводной конной бригадой Московского гарнизона. Перед Мавзолеем прошли рысью 7 эскадронов кавполка НКВД, а также 2 эскадрона Краснознаменной Высшей офицерской кавалерийской школы им. Буденного (КВОКШ) и 4 эскадрона Новочеркасского кавалерийского училища.

Завершился Парад Победы акцией, потрясшей весь мир, – умолк оркестр и под дробь барабанов на площадь вступили двести солдат, несших опущенные к земле трофейные знамена. Шеренга за шеренгой воины поворачивались к Мавзолею, на котором стояли руководители страны и выдающиеся военачальники, и швыряли на камни Красной площади захваченные в боях знамена уничтоженной гитлеровской армии. Эта акция стала символом нашего торжества и предупреждением всем, кто посягнет на свободу нашей Родины.

Такое Площадь знала лишь однажды,
Однажды только видела Земля:
Солдаты волокли знамена вражьи,
Чтоб бросить их к подножию Кремля.

Парад Победы остается в нашей памяти не только триумфом военной мощи советского народа-победителя в самой страшной из войн в истории человечества, но и высочайшим образцом отечественного конного церемониала, соединившим воедино искусство верховой езды и священные традиции.

Часть 8. Конный эскорт США в дни траура и торжества

Америка трепетно относится к славному прошлому своей кавалерии. Так, одно из самых боеспособных соединений армии США официально носит название «1-ой кавалерийской дивизии», хотя это никак не соответствует ее реальному боевому составу. В состав элитного 3-го пехотного полка известного как «Старая Гвардия» и «Президентский эскорт», выполняющего, в основном, парадные и церемониальные функции в столице США Вашингтоне, входит специальный конно-транспортный взвод. Его военнослужащие носят значок «Военный всадник» и обязаны участвовать в траурных церемониях похорон национальных героев, видных государственных и военных деятелей США.

 

Накрытый государственным флагом гроб на особой повозке везет по аллее Арлингтонского кладбища упряжка из 6 лошадей, которой управляют ездовые. Командует процессией всадник на отдельной лошади (той же масти, что и в упряжке). На похоронах высокопоставленных американских офицеров следом за упряжкой ведут в поводу поседланную лошадь, в стремена которой вставлены сапоги носками назад.

 

Для церемониальных мероприятий так же привлекается кавалерийский взвод «Голубые Дьяволы», который в большей степени функционирует как сборная армии США по конному спорту. Подразделение было сформировано командованием 88-й пехотной дивизии в 1944 году во время операции Антигитлеровской коалиции в Италии. Командир дивизии генерал-лейтенант Лукиан Траскотт, старый кавалерист, посчитал целесообразным использовать лошадей в горной местности. Создавая разведывательное подразделение, он использовал трофейных немецких лошадей, и собрал в него офицеров и солдат с опытом верховой езды — бывших кавалеристов, жокеев и ковбоев. Первый командир разведвзвода — лейтенант Джон Рассел, впоследствии стал бронзовым призером Олимпийских игр в Хельсинки (1952) по конкуру. Сейчас всадники взвода «Голубые Дьяволы» выступают на крупных конно-спортивных соревнованиях и показательных шоу в США и по всему миру.

Часть 9 Вся королевская конница

Каждую вторую субботу июня плац Конной гвардии в центре Лондона содрогается под четким маршем сотен ног и топотом десятков копыт. Всадники в блестящих кирасах, высоких ботфортах и киверах с султанами из конских хвостов заполняют площадь. Воздух сотрясают залпы артиллерийского салюта. Над Букингемским дворцом пролетают самолёты Королевских ВВС. Так проходит одна из главных церемоний Великобритании — военный парад «Вынос знамени» в честь «официального» дня рождения монарха. Как известно, «все могут короли». В том числе — дважды отпраздновать день рождения. Например, король Карл III родился 14 ноября и скромно отмечает этот день в кругу семьи. А вот подданные дружно будут радоваться за Его Величество в июне, когда погода намного лучше. «Обычай — сильнее закона», так говорят англичане.

Церемониалу на площади «Плац Конной гвардии» несколько сотен лет. Еще раньше на этом месте было ристалище, на котором устраивались рыцарские турниры. Сейчас площадь почти со всех сторон окружают государственные учреждения, а на ее восточной стороне с XVIII века красуется Дом дворцовой кавалерии — действующие казарма и конюшня, во-первых, и уникальный музей, во-вторых.

Покойная королева Елизавета II ежегодно сама принимала Парад, причем до своего 60-летия — верхом на коне, а затем пересела в карету. Запряженную лучшими лошадьми, карету Королевы по пути из Букингемского дворца на парад сопровождал конный эскорт, включающий членов королевской семьи.

Ее Величество Елизавета II в течение 18 лет принимала парад на кобыле Burmese, подаренной ей в 1969 году Королевской канадской конной полицией

Единственной женщиной в конном эскорте Королевы была ее дочь, принцесса Анна, командир эскадрона «Блюз-эн-Ройлз» Дворцовой кавалерии. Пожалуй, именно она в наибольшей степени унаследовала от матери любовь к лошадям. Принцесса с детства занималась конным спортом и даже выиграла Чемпионат Европы по троеборью 1971 года. На Чемпионате Европы 1975 года взяла «серебро» в личном и командном зачёте. В 1976 году участвовала в Олимпийских играх в Монреале. С 1986 по 1994 год принцесса Анна возглавляла Международную федерацию конного спорта (FEI).

Принцесса Анна в седле с раннего детства

В 2023 году наследник трона 74-летний Карл III верхом на коне впервые выехал на парад в качестве короля.

СМИ О НАС

ТК Москва 24: Конный церемониал всадников Кремлевской школы прошел на ВДНХ

НТВ: На ВДНХ стартует сезон конного церемониала

Россия 1: Программа «Вести» от 05.05.2025 г.

Москва 24: На ВДНХ стартовал сезон конного церемониала Кремлевской школы верховой езды

Российская газета: По субботам в полдень: все лето на площади ВДНХ будет проходить Конный церемониал

ТАСС: Старт сезона конного церемониала на ВДНХ в Москве

«Агентство городских новостей «Москва»: Старт сезона конного церемониала всадников Кремлевской школы верховой езды на ВДНХ

Общественное телевидение России: Всадники Кремлевский школы верховой езды открыли сезон конных церемониалов на ВДНХ

Московский комсомолец: Старт сезона конного церемониала всадников Кремлевской школы верховой езды на ВДНХ